Главная
Телефоны приемной:
+7 (3452) 36-51-90
Версия для
слабовидящих
МАОУ Лицей №93 » Педагогическая мастерская » Драматизация как средство повышения мотивации к обучению иностранному языку.
18
сентябрь
2019

Драматизация как средство повышения мотивации к обучению иностранному языку.

В методической литературе можно встретить следующие термины для обозначения «драматизации» в контексте образовательной деятельности: постановка, инсценировка, учебный \ дидактический театр, театрализация, драматизация. Многообразие терминов не меняет сути этого методического понятия. Экспериментальным путем я пришла к следующему толкованию данного понятия. Таким образом, под драматизацией при обучении иностранному языку надо подразумевать «креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения».

Драматизация как методический приём для обучения языку впервые был применён в Англии. Питер Слэйд (1954) и Брайан Уэй (1967) считаются родоначальниками использования данного приёма в школе. Их идея драматизации как средства формирования творческой личности учащихся во многом повлияла на дальнейшее развитие методических теорий по использованию драматизации в процессе обучения. П. Слейд и Б. Уэй считали, что традиционные школьные упражнения «разрушают непосредственность и творчество детей»

Драматизация позволяет пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно повышает эффект их усвоения, так как в этом случае параллельно с интеллектом подключаются эмоции.

Личностно значимой ситуацию делает роль, которую выбирает учащийся. Разыгрывая роль, ученик не просто начинает говорить языком литературного героя, не просто становится этим героем на несколько минут, драматизированный рассказ оставляет более сильное и длительное впечатление.

Следовательно, основная ценность драматизации в том, что она:

  • даёт возможность детально ознакомиться с литературным произведением. Благодаря перевоплощению, драматизация способствует глубокому пониманию литературного отрывка. А это именно то, к чему мы стремимся, обучая учащихся чтению и говорению на иностранном языке.
  • развивает критическое и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, формирует навыки и умение в чтении.
  • способствует увеличению словарного запаса
  • развивает навыки говорения
  • улучшает качество речи учащихся ещё и фонетически, так как тон голоса и выразительность являются важными компонентами устной презентации
  • доставляет эстетическое удовольствие как актёрам, так и зрителям.

Таким образом, приём драматизации служит средством стимуляции интеллектуального развития, улучшает качество речи за счёт увеличения длины предложения, использования различных грамматических конструкций и расширения словарного запаса.

Приём драматизации является эффективным средством обучения иностранному языку, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у учащихся навыков социального общения.

Все очевидные преимущества драматизации не означают, что этот приём должен стать ведущим средством повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Оптимальный вариант – разумное сочетание драматизации с другими традиционными и нетрадиционными формами и приёмами работы с учётом задач урока, особенностей учебной группы, содержания учебного материала. Элементы драматизации на уроке иностранного языка можно использовать при обучении и чтению, и аудированию. Также её можно и нужно использовать во внеурочное время.

Подводя итог хочется отметить, что уроки с использованием элементов драматизации способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе, помогают учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Добиться этого можно, если методически правильно и психологически обоснованно проводить работу на уроках, находить пути оптимальной организации уроков по иностранному языку. Это значительно повысит мотивацию у учащихся к изучению этого предмета.

(фото из личного архива учителя английского языка Городовых Т.Б.)